О себе
1. Биография общины
Кременчуг - уездный город Полтавской губернии, центр Кременчугского района Полтавской области
Сведения о наличии евреев в Кременчуге восходит к 1782 г. В 1801 г. в городе (с уездом) официально значилось 454 еврея-налогоплательщика, при этом среди купцов: христиан - 396, евреев - 32, мещан: христиан 2097, евреев 422. Такое соотношение оставалось и в ближайшие годы. По переписи 1847 г. в уезде имелись следующие еврейские общества: кременчугское - 3745 душ, крюковское - 714 и градижское - 789 душ.
В 1850-60-х гг. в городе начала развиваться торговля лесом и зерном. Еврейское население города стало быстро расти за счет переселенцев из Белоруссии и Литвы. В 1897 г. в уезде свыше 240 тыс. жителей, евреев - 34420, в том числе в Кременчуге проживало 63 тысячи человек, среди них 29869 евреев, а в 1910г.- около 32 тысяч человек. Еврейское население Кременчуга занято, главным образом, торговлей, из ремесел наиболее распространенным является изготовление одежды. Евреи играли важную роль в экономике города (торговля зерном и лесом, поставки армии, пошив одежды, многие были заняты в табачном производстве, главным образом принадлежавшем семье Гурари, работали в речном порту).
Местная организация Ховевей Цион (создана в начале 1880-х гг.) совместно с харьковской направили в Эрец-Исраэль З.Д.Левонтина для покупки земли.
В 1910г. имелись Талмуд-Тора, общеобразовательных еврейских училищ: мужских - одно общественное и восемь частных, женских - одно общественное и семь частных.
19 октября 1905 г. после объявления манифеста 17 октября в городе начался погром евреев, продолжавшийся 2 дня; были человеческие жертвы. Погромы были и в 1919г., когда город занимали банды атамана Григорьева и армия Деникина. От войск Петлюры общине удалось откупиться 1,5 млн. рублей.
В 1926 г. в городе было около 29 тысяч евреев (49,2% населения). Любавичская иешива, действовавшая с начала 1920-х гг. подпольно, была в 1930-х гг. ликвидирована властями. Вскоре после оккупации Кременчуга в августе 1941 г. нацисты начали массовые расстрелы евреев. Около 8 тысяч евреев были уничтожены в ноябре 1941 г.
Из 60 синагог, существовавших в городе в 1917г., лишь одна осталась в 1959 г., но и она была закрыта в начале 1960-х гг. В 1970 г. в Кременчуге проживало около 1 тысячи евреев (6% населения)--
Положение еврейского населения России резко ухудшилось в начале XIX в. В 1804 г. был принят указ, которым предусматривалось в губерниях, присоединенных от Польши, выселить евреев, из помещичьих сел и деревень, корчем и шинков в города, местечки и другие земли. Указ должен быть выполнен за три года.
Зажиточные евреи воспользовались льготами и денежной ссудой, но большая часть была столь бедна, что не имела надежных средств к пропитанию, пристанища, крова, не могла обеспечить себя и свои семьи. Оставшись без жилья, земельного надела, мастерской, которые давали возможность хоть как-то содержать семьи, они оказались без средств к существованию. Еврейские кагалы в черте поселения, не были в состоянии принять и накормить такую массу людей.
Министр внутренних дел кн. А.Б.Куракин в 1809 г. представил на высочайшее рассмотрение доклад об учреждении двух фабрик суконоделия для снабжения сухопутных и морских войск сукном. Как рабочую силу он предлагал использовать еврейскую бедноту. Обе фабрики предлагалось открыть в Малороссии одну в Чернигове, другую в Кременчуге. Император Александр I на докладе князя Куракина написал: "Учредить для опыта одну из сих фабрик". Куракин определил место строительства фабрики в Кременчуге, потому что в то время в нем проживало много евреев, 5530 душ, т.е. 1/4 часть всех евреев в Полтавской губернии.
Предполагалось построить фабрику-школу. Организация этой школы или, как она называлась, "училищная фабрика для евреев" была возложена на малороссийского генерал-губернатора и полтавского губернатора. Министр внутренних дел предписал "разъяснять евреям пользу этой школы и привлечь для занятий в ней евреев, не имеющих капитала, совершенно праздных, не знающих художества и ремесла и по бедности никакого рода состояния избрать не могущих. Евреев несостоятельных предписывалось привлечь к открытию таких фабрик, с субсидией от казны.
Постройка зданий для училищной фабрики находилась под контролем губернатора, при непосредственном контроле инспектора фабрик и колоний. Здания были построены непрочно. Через год после окончания постройки, помощник инспектора доносил о необходимости ремонта этих зданий. Он писал, что полы рассохлись, необходимо подсыпать земли на 1/2 аршина, в стенах образовались щели и т.п.
Училищная фабрика в Кременчуге была оборудована на 40 еврейских семейств. Все они жили в казенных зданиях. В 1809 и 1810 годах евреев было достаточным, и немало среди них было семейных. Кременчугский раввин и еврейский кагал обратили внимание администрации, что по нескольку семейств живут в одной комнате. Они считали это недопустимым. Вице-губернатор Бояринов разрешил самим жителям приспособить помещения, устроить перегородки и т.п. Все евреи с их семьями пользовались содержанием от казны, взрослым выдавали "кормовых" по 12 копеек в сутки, а малолетним по 6 коп. Получали еще деньги на одежду. Евреи, поступившие на фабрику, переименовывались в казенных мастеровых суконщиков и, пока были на фабрике, освобождались от всех податей и военного постоя. После обучения, а для этого считалось достаточным одного года, евреи должны были выбрать для своего поселения город или местечко в Малороссии и заняться суконоделием.
Для обучения суконоделию были приглашены мастера с Глуховской, Павловской и Екатеринославских фабрик. На фабрике были мастера, челночный и подмастерье по изготовлению скрабль и корд. Было изготовлено и установлено 400 станков. По штату предусматривалось разместить на фабрике 40 семейств. Сукно (суровье), изготовленное на фабрике, продавалось кременчугскому комиссариату.
Рассмотрим статистические данные о числе евреев, работавших и живших на кременчугской фабрике. В декабре 1809 г. спустя два месяца после открытия фабрики было 30 семейств, всего 150 душ обоего пола, считая жен, детей и многих родственников, 63 малолетних ребенка и 23 женщины. В 1810г. в феврале месяце было 40 семейств, но на станках работало всего 18 человек, скраблах и кардах 18, занимались пряжей 40, т.е. работало 93 человека. В апреле месяце на разных работах было занято 148 человек. В 1811 г. количество рабочих уменьшилось до 70, в 1813г. работало 37. Количество семейств, живших на фабрике, уменьшилось. Так в 1817 г. было всего 55 душ обоего пола и работало только 2 станка. Постепенно сокращалось количество евреев на фабрике.
Условия труда на фабрике были тяжелые, рядом с евреями, считавшимися вольными рабочими, трудились "колодники"-арестанты.
Князь Лобанов-Ростовский не был доволен результатами работы фабрики и рекомендовал применять к работникам, не выполняющим норму, телесные наказания. В письме помощнику инспектора Стрижевскому он писал: "... единое и сущее средство, быть может, строгое взыскание обязанности их, к чему потребны не слова, а силовые действия, каковы есть телесные наказания, кои я давно разрешил вам употреблять с помощью полиции". В этом письме устанавливается заработок за выполненную работу. За полтора фунта основы 12 копеек, за фунт уток 5 коп., за полпуда спущенных верхов шерсти 12 коп. На фабрике широко применялся детский труд, малолетние и престарелые работали на разборке шерсти.
С 1 января 1811 г. кормовые деньги не выдавались.
Прекращение выдачи привело к резкому ухудшению материального положения работников фабрики. Кормовые деньги выдавались на каждого члена семьи, а в семействе еврея-работника было немало, помимо жены и детей, родственников, и все они получали эти деньги. На защиту евреев выступал еврейский кагал. В прошении к полтавскому губернатору Ёравину в марте 1811 г. кагал писал, что евреи не получают кормовых денег, как это им обещали поэтому бедствуют, они не могут прокормить себя, а дети их "впадают в болезни". На все это еврейское общество взирает соболезнуя, и по своему закону снабжает евреев пропитанием, если бы оно так не поступило, то евреи, живущие на фабрике, в "рассуждении нынешней дороговизны" давно уморены были от голода.
Кагал доносил губернатору, что с этого времени, ввиду помощи евреям, живущим на фабрике, он лишен возможности платить в казну подати и рекрутские деньги.
Генерал-губернатор приказал объявить еврейскому кагалу "свое неудовольствие видеть оный участником в соблазне людей развращенных, каковые евреи при прядильной кременчугской школы находящиеся, ибо положение сих людей, как и то, что требуется от них ему известны..." И далее указывалось, что будут применяться строгие меры над теми, кто нарушает желаемый порядок.
Прядильная школа, которая по замыслу должна была готовить специалистов и направлять их в другие города и местечки для организации суконодельного производства, была преобразована в прядильную фабрику. Жители содержались практически под стражей, что приводило к их бегству. За два года убежало 149 душ (81 мужчина и 68 женщин). Помощник инспектора фабрики Стрижевский доносил, что евреи целыми семьями в ночное время "в окна от улиц из казарм своих бежали. Наружного караула, - замечал он, - при фабрике не было".
Фабрика опустела, оставалось несколько еврейских семейств и арестанты. Это побудило полтавского губернатора Тутолмина передать некоторые здания военному ведомству. 31 марта 1817 г. император Александр I утвердил доклад Инспекторского департамента Главного штаба об учреждении в России военных госпиталей. На основании этого закона в Кременчуге должен быть учрежден корпусной госпиталь 3 класса на 500 нижних чинов и 10 офицеров. Под госпиталь было передано здание училищной фабрики.
В момент закрытия фабрики евреев было 9 человек, которых приказано было отпустить на волю. Все инструменты и другие вещи были сданы городской полиции, а 5 домов переданы кременчугской городской думе с условием занятия их военным постоем.
Население Кременчуга быстро росло в последней четверти XVIII века и к концу столетия составляло около 10000 человек.
Изменялся и этнический состав населения. Если до Новороссийского периода он был однороден и состоял из украинцев, то рост населения происходил за счет представителей других национальностей: великороссов, греков, немцев, поляков, евреев и других.
Составляя немалую часть населения, в 1780 г. евреи имели недвижимое имущество.
Кагальное устройство у кременчугских евреев появилось в XVIII веке. В 1798 г. малороссийское губернское правление разослало указ, в котором говорилось: "Всем Малороссийской губернии городничим и нижним земским судам предписать, дабы они, ежели где нет кагалов, приказали евреям учредить оные в поветовых городах, где есть живущие евреи; а где они только по повету, то там велеть им где-либо избрать селение для назначения кагального места, причем всех живущих в городах и поселениях евреев пересвидетельствовать, нет ли между ними беглых без письменных видов, и буде таковы сыщутся - брав оных беглых под стражу, доставлять в сие правление. Городовым же магистратам и думам, под ведением которых состоит где немалое число евреев, особо допускать их к городским выборам, и буде общество согласиться, то и собирать в должности; а кагалы непосредственно должны пектись и стараться, дабы со всех евреев указанные подати в надлежащей исправности взыскаемые были; в противном случае понуждать самые кагалы узаконенными средствами непременно". Устройство еврейских обществ более точно было определено в изданном в 1804 г. "Положении для евреев". По "Положению" евреи делились на 5 классов: земледельцев, фабрикантов, ремесленников, купечество, мещанство. В городах жили, разумеется только три последних класса. Фабриканты-евреи могли заводить какие угодно фабрики; ремесленники - заниматься всякими ремеслами, могли вписываться и не вписываться в цехи, по желанию; фабриканты и ремесленники освобождались от двойной подати. Купцам и мещанам из евреев дозволялась всякая торговля внутренняя и внешняя в пределах их оседлости, на точном основании городового Положения и последующих узаконений. Евреи ничем не отличались от прочих подданных ни по суду, ни по управлению; но в городах губернских и уездных они состояли в особливом ведении городничих и магистратов. В тех же городах евреи избирали на три года раввина и кагальных, которые утверждались губернским правлением.
Кагальное устройство официально сплотило евреев и дало их обществу силу. Уже в 1801 г. евреи в Кременчуге построили себе госпиталь на 25 коек для обоего пола; на госпиталь городская дума отпускала по 500 рублей ежегодного пособия. Начинают встречаться евреи и в общественных должностях. Так, во втором десятилетии XIX века несколько трехлетий сряду служил бургомистром в магистрате очевидно уважаемый согражданами еврей, купец 3-й гильдии Лейба Хазанович.
Кроме того, упоминается в должности ратмана мещанин Янкель Левин и другие. Но в думском кременчугском архиве попадаются и "дела", возникшие на почве вражды христиан к евреям. Так, в 1795 г. бывший 10 лет назад цехмистром Давид Хаймович и другой еврей, Гемшей Цетлин, были избраны в словесные судьи. С присягой и введением их в должность медлили. Избранные подали жалобу в городской магистрат, который предложил думе исследовать дело. По справке оказалось, что "оные просители действительно в судьи словесного суда балатированы были, но балатированного списка, равно и приговора о них общество правоверных подписать не согласилось, а подписаны оные только одними евреями". Дума приговорила ввести евреев в должность, о чем и сообщить магистрату. Ко времени подходивших в 1817г. выборов евреи неоднократно жаловались малороссийскому генерал-губернатору, что их устраняют от выборов в городские должности. Генерал-губернатор предписал кременчугскому голове не нарушать прав евреев.
Голова Маслянников послал повестку кременчугскому кагалу о выборах, но в ней пренебрежительно замечал, что не станет откладывать выборов, если евреев явится мало.
25 октября 1839 г. издано было новое положение о коробочном сборе с евреев. Назначение сбора определялось в "Положении" таким образом: "существующий издавна в еврейских обществах Российской империи особый денежный сбор, под названием коробочного или кружечного, принадлежит обществам, на основании сего положения, и имеет предметом пособие и облегчение средств для тех же обществ, в уплате их долгов, в бездоимочном взносе и исправном отбывании податей и повинностей, в водворении и поддерживании в обществах внутреннего порядка и призрения". Дела благотворительности, общественного образования и призрения по "Положению" состоят: в содержании синагог, школ, больниц, богаделен, общественных бань с купальнями в них, в содержании в школах бедных учеников, в пособии неимущим и увечным, в погребении бедных. Статьи коробочного сбора делились на общие, т.е. на повсеместные в империи, и частные или местные; первые были: 1) убой скота (с каждой скотины), 2) рез птицы (с каждой птицы), 3) продажа кошерного мяса; вторые назначались местными кагалами, которые определяли и размер обложения.
Синагога играла центральную роль в жизни еврейской общины. Она была не только домом молитвы, изучения иудаизма, но и собрания общины. Во всех городах и местечках в царской России, "тюрьме народов", где жили евреи строили синагоги. Да, безусловно, в царской России предпочтение всегда отдавалось православным, но правители страны были далеки не только от того, чтобы сокрушать храмы или делать из них склады, как это было позднее в советский период, но и от того, чтобы препятствовать отправлению культов других, неправославных конфессий. И ни где-нибудь, а в столице, в славном Санкт-Петербурге, в котором, как нам говорили раньше, евреям было запрещено селиться, была сооружена синагога.
На торжество освящения в качестве почетных лиц прибыли санкт-петербургский градоначальник - генерал-лейтенант В.В. фон Валь и санкт-петербургский городской голова В.А.Ратьков-Рожнов. Об этом событии сообщалось в журнале "Всемирная иллюстрация" (1894 г.).
"Почетные гости, председатель общины, раввинат, члены правления и строительной комиссии собрались в вестибюле храма. Вслед за серебряным ключом была открыта дверь в храм. Председатель общины при двух ассистентах возжег неугасаемую лампаду. "Новую зарю засвети над Сионом..." пел хор. Затем торжественным шествием, с возложенными факелами, почетные лица перенесли свитки с заповедями для положения их в кивот завета. Во все это время прекрасный хор пел избранные псалмы. Последним актом этого священного торжества было слово раввина".
Эту информацию привожу для того, чтобы читатель смог полно представить и оценить "атеизм" советских чиновников, как он проявил себя в послевоенные годы по отношению к евреям, уцелевшим, чудом избежавшим участи миллионов своих собратьев в период фашизма.
В 1992 году начала возрождаться еврейская община города. Люди собирались по домам, разговаривали, встречали Субботу, отмечали праздники. Со временем директор трикотажной фабрики Власова предоставила помещение. У общины появились лидеры Гулькин и Петровецкий. В последствии их пути разошлись. Гулькин образовал "Религиозную иудейскую общину" от которой произошло общество "Шалом", возглавляемое сегодня Короховым. Петровецкий в 1993 году создал культурное общество "Лехаим" благодаря которому проводились концерты, приглашались артисты. В 1996 году в Кременчуге был создан Благотворительный фонд "Хэсэд Хаим". В 1998 году приехал раввин Шломо Давид Саламон, представитель движения ХАБАД, который объединил религиозные общины Кременчуга, Александрии, Светловодска, Комсомольска и Полтавы в одну организацию: Объединение религиозных общин и организаций Кременчугского региона.
2. Синагога
Синагога в Кременчуге размещалась в полуподвальном помещении. В 50-х годах в связи с реконструкцией улицы здание было снесено. Взамен помещения синагога не получила и была снята с регистрации. Хотя по ул. Квартальной в помещении бывшей синагоги разместили швейную фабрику и затем бухгалтерскую школу.
Изменилась ли обстановка сегодня, в условиях демократии и строительства независимого украинского государства? Да, изменилась. Открыты воскресные школы, созданы еврейские культурные общества, приняты решения о передаче культовых сооружений верующим. Но сколько их передали?
В Кременчуге четыре года общество еврейской культуры добивалось передачи здания синагоги верующим. Исполком пошел навстречу, принял решение о передаче здания. Намечали план его реконструкции, но осуществить его не пришлось. Нашлись те, кому не по душе было это решение, и они подожгли здание. Но им не свернуть Украину с пути демократизации, на который встал народ. Строятся новые храмы, передаются культовые здания верующим различных конфессий. Будут созданы и необходимые условия для отправления религиозных потребностей верующих евреев.
3. Демография.
По оценкам переписи населения количество евреев в городе составляет порядка 3800 человек. На самом деле это число занижено, так как не все указали свою национальность. По оценкам реальное количество евреев в городе 6000 человек.
Еврейской общине присущи тенденции, отмечаемые по всей Украине. Смертность превышает рождаемость и, естественно, люди репатриируются в Израиль, эмигрируют в Германию и другие государства. Таким образом община уменьшается.
Данных по возрастному составу общину у нас нет. Подопечных Хэсэда (пенсионеры) 950 человек, в общинном центре записаны 383 человека (дети, молодежь, взрослые), в Еврейской школе учатся 62 ребенка, еврейский детский сад посещают 20 детей.