Много спорили об Эхнатоне,-
Кем по сути он был своей:
Паралитик, поэт окрылённый,
Деспот, гений, пророк, злодей?
Его вера страну всколыхнула,
Ведь с традицией шла вразрез.
Что на это его подтолкнуло,-
Паранойя иль зов небес?
Для чего непонятную форму
Стал для бога в стране вводить?
Может быть, царь задумал реформу,
Чтобы власти жрецов лишить?
Было мнение, что его предки
Много жертвовали жрецам,
И те стали порою нередко,
Став надменны, мешать царям.
А в итоге посмела их каста
Государства решать судьбу,
И влезала, довольно уж часто,
В династическую борьбу.
Только это лишь предположенье,
В этой версии есть изъян,
Ибо бога земным воплощеньем
Был правитель для египтян.
А отец самого богоборца
Был жрецами обожествлён,
И в империи, как король Солнце,
Почитался при жизни он.
И поэтому очень нелепа
Мысль о явной вражде с царём.
Кто наследнику Аменхотепа
Мог перечить хотя бы в чём?
Эхнатону все были покорны,
Был Египта он властелин.
И, свои затевая реформы,
Он не видел иных причин,
Кроме как всё исполнить по зову,
Что от самого сердца шёл,
Этот голос в религии новой
Зримый образ свой приобрёл.
Не расчётливость политикана,-
Дал той вере толчок обет
Справедливым царём и гуманным
Оставаться, себе во вред.
Эхнатон первым был пацифистом,
Был не склонен он убивать,
И империю в Азии быстро
Стал поэтому царь терять.
В своём солнечном прячась Парнасе,
Не хотел фараон войны,
Ведь людей, не делил он на расы,
Перед богом же все равны!
Атон-Солнце был для Эхнатона
Пламенеющей в ранний час
Человечества общей иконой,
Ну а небо - иконостас!
Эта вера своею любовью
Целый мир могла покорить.
Но царь умер, и у изголовья
Жрец-Анубис пришёл кадить...