Пробую писать короткий метр...

Оригинальный сценарий Марии Хаустовой «Пушкинские мотивы»

Логлайн: Ирише – девочке-аутисту 4 года. В начале своего развития она говорила, но затем речь пропала. Врач сообщает матери о том, что если речь не вернется до 6 лет, то все потеряно… Что станет с Иришей и как сложится её судьба?

ИНТ. КАБИНЕТ ВРАЧА. ВЕСНА. ДЕНЬ.

В светлом кабинете за потертым столом заполняет медицинскую карточку женщина-врач. Напротив неё сидит мать, которая держит на руках 4-х летнюю темноволосую девчонку, весьма приятную на вид. Девочка напугана и сидит, вцепившись в мать.

Мать

(взволнованно)

Но ведь раньше она говорила!

Врач

(не поднимая на нее глаз)

Ха! Говорила! Когда? В полтора года?

Мать молча смотрит на врача.

Врач

(смотрит на Марину)

А потом Вы слышали от неё что-нибудь? Я не беру во внимание её мычание… И в глаза также не смотрит… Правильно я говорю?

Марина расстроено кивает головой.

Марина

Но, может, что-нибудь можно сделать?

Врач

Господи! Марина Ивановна! Я еще раз Вам повторяю: что могли – мы сделали. Медикаментозное лечение ваша дочь получила. Теперь всё зависит от вас и от неё. Но запомните: если к шести годам аутисты не начинают говорить – хорошего ждать нечего.

Мать

(со слезами на глазах)

Как?

Врач

(спокойно)

Так. А что Вы всполошились? У Вас с Иришкой есть ещё целых два года…

Мать крепко прижимает к себе дочурку и целует её кудрявую головушку. Ноздри Марины сильно втягивают воздух.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. ПРИХОЖАЯ. ВЕСНА. ДЕНЬ.

У дверей в квартиру расставлена в линеечку вся обувь: мамины ботинки, туфли, тапки, дочкины ботинки, туфли, тапки. На трюмо в рядки наставлены флакончики. На нижней полке прихожей – лежат в рядок шапки.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ДЕНЬ.

На ковре выстроены в ряд игрушки в расположении от большего к малому. Разложены фломастеры в рядок, карандаши – тоже в рядок. Разбросаны карточки с изображением овощей и фруктов, мебели и т.д  На спинке кресла – раскрытая книга со сказками Пушкина. Посередине комнаты – игрушечный мольберт, на котором нарисованы ровные кружки и квадраты, разные по величине. На люстре – яркие воздушные шары.  На столе – два прибора, салат, сок и торт с семью свечками, на котором написано «Иришке 7 лет!»

Мать входит в комнату и несет стаканы. Она ставит их на праздничный стол и вдруг слышит, как захлопывается дверь. Она вздрагивает. Оглядывается назад – и выбегает из комнаты.

ИНТ.КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. ПРИХОЖАЯ. ВЕСНА. ДЕНЬ.

Марина выбегает в прихожую и видит, что на двери в ванную всё в пене. Она облегченно выдыхает и, улыбаясь, смотрит на пену, сползающую по двери. Слышен всплеск воды

Марина

Иришка! Опять ты двери ходишь везде захлопываешь! Вот причуда!

Марина открывает дверь, чтобы войти в ванную комнату.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ.ВАННАЯ КОМНАТА. ВЕСНА.ДЕНЬ.

В светлой ванной комнате весь пол в пене, все стены в пене. В ванне, доверху наполненной воздушной пеной, в пузырях сидит Иришка. Её темные волосы завились и тоже все в маленьких пузырьках. Она улыбается и сидит, качаясь из стороны в сторону. Медленно. Будто маятник раскачивается. Перед ней, по краю ванны расставлены разные флакончики от гелей и шампуней. Ириша достает из воды еще один флакон и ставит его рядом с остальными. Продолжает раскачиваться. В ванную входит мать.

Мать

(спокойным тоном)

Иришка! Опять ты всё улила!

Мать делает шаг в сторону ребёнка, но девочка начинает раскачиваться в ванной всё сильнее и сильнее. Мать, заметив это, начинает поднимать с полу разбросанные колготки, трусы, майку, платье, постепенно приближаясь к девочке. Вдруг раздаётся громкий звонок мобильника из кармана халата матери. Иришка, заслышав его, хватается за голову и начинает громко кричать. Мать мигом бросает всю одежду, хватает мокрую и в пене дочь на руки и сильно-сильно обнимает её. Та безудержно орёт.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ДЕНЬ.

 Марина несёт ребёнка на диван и кладёт её на покрывало. Девочка вытягиватся по струнке. У неё болит буквально всё. Она всхлипывает и что-то мычит. У Марины из глаз катятся слёзы. Она хватает свой халат, лежащий рядом и укутывает Иришку им.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КУХНЯ. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Большой нож разрезает на торте надпись «Иришке 7 лет» на две части, а затем каждую из этих частей - на мелкие. Женская полная рука, держащая за рукоятку ножа, плавно и со вздохом кладет нож на стол. Рука пожилой женщины ложится сверху той руки и сжимает её. Слышится старческий голос «Ничего, Маринушка. Обойдется… Будет и на нашей улице праздник».

Седовласая женщина смотрит на Марину и кивает головой в знак справедливости своих слов.

Марина

(поднимая взор на старушку)

Всё-таки будет, Михайловна?

Михайловна

Будет, дорогая… Будет… А то сколько ж можно тебе мучаться-то уже? Артём твой, как свалил, так и не появлялся. Свекровка, поди, ни разу и не звонила вовсе?..

Марина одобрительно кивает, и они душевно смотрят друг на друга.

Михайловна

Знаешь, что? Силы свои надо беречь. Ты ведь для Иришки и мать, и воспитатель, и отец… Да ещё и репетиторство твоё…  Ты ничего не подумай…

Она наклоняется к пакету, стоящему на полу.

Михайловна

Я, конечно, эликсир жизни не знаю, как делать, но вот бодрости прибавить точно смогу!

Она достаёт из пакета стеклянный графинчик и показывает на него.

Михайловна

Вот – сама делала. Исключительно на травах и ягодах. Каких – не спрашивай – всё равно не скажу.

Обе смеются.

Марина

(улыбаясь)

Михайловна дак! Не могу прям!

Михайловна

А чего? У нас же праздник! Маленькая принцесса пока спит, мы за неё лекарство-то и примем! Но немного – шоб не переборщить!

Марина показывает большим и указательным пальцами, сколько ей наливать.

Марина

Михална, мне граммулечку… Только чтоб губы опушить!

Михайловна наливает в чашки, приготовленные на столе для чая, настойку, и поднимает свою чашку вверх.

Михайловна

Так вот, Маринка, ты держись, а я тебе наказ дам: настойка эта волшебная, и всё, что при ней сказано будет, да исполнится! Итак: повелеваю, чтоб Иришка поскорей заговорила!

Марина с Михайловной пересекаются взглядом и обе воодушевленные встают и сильно, со звоном чокаются чашками.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Кудрявые волосы разбросаны по подушке. Большие глазки с длинными черными ресницами закрыты. Маленькая нога Иришки обнимает одеяло. Руки раскинуты в разные стороны. Она спит и улыбается. Вдруг слышится звук стукающихся чашек. Иришка сжимает глаза еще сильнее, так, что видно все морщинки; резко выгибается, прижимает руки к себе, а ноги вытягивает вперед. 

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КУХНЯ. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Михайловна и Марина, улыбаясь, ставят чашки на стол и вздрагивают от резкого крика. Марина выбегает из кухни, Михайловна вскакивает со своего места, чтобы побежать вслед, но Маринка кричит ей.

Голос Марины

Михална, ты не ходи! Она у меня глаз боится!

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШКИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Марина вбегает в комнату к дочке. Одним движением руки нажимает на выключатель, чтобы включить свет. Лампа загорается. Марина видит, как Ириша корчится от боли. Мать бросается к дочке и пытается её обнять. Берёт на руки ребёнка, садится на кровать таким образом, что они находятся лицо к лицу, и раскачивается вместе с ней из стороны в сторону.

Марина

Всё пройдёт… Всё пройдёт, Ириша…

Ириша сидит у мамы на руках и мычит. Дочь крепко обнимает мать и, ноя, смотрит ей за плечо. Там чётко видны книги, игрушки, расставленные в ряд, лежащие на полу в том же порядке фломастеры, комод, телевизор, электронные часы, на которых высвечивается: 21:00. Потом всё куда-то отстраняется и рассеивается, как в сильном тумане, и из всего, что она видит, остается только кукла, у которой видно лишь одни красные губы, все остальное стирается и размывается. Ирина выпучивает глаза, чтобы разглядеть и удержать хотя бы этот отрывок. Она напугана. Моргает. Снова все возвращается на свои места. Будто выяснивает.

Марина

(гладит её по голове)

Успокойся, моя девочка. Ирушка… Ирочка… Ириния…

Но Ира не успокаивается: она то утихает, то снова воет.

Марина не прекращает с ней качаться, крепко обнимает – смотрит на часы, на которых высвечивается «21:59».

Иришка умолкает. Её осоловелые глаза непроизвольно закрываются. Марина слышит, как в прихожей одевается Михайловна.

Голос Михайловны

Мариночка, я пошла. Ложись спать. Отдыхай, милушка моя... Я дверь-то захлопну.

Слышится звук захлопывающихся дверей. Марина кладёт дочку на кровать и усыпает рядом с ней.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНА И ИРИШКИ. КУХНЯ. ВЕСНА. УТРО.

Марина в халате, зевая, заходит на кухню. На столе стоит разрезанный торт, графинчик настойки, лежит пятитысечная купюра и рядом записка от Михайловны. Марина хватает первым делом листок и читает его.

«Маринушка, деньги возьми. Это я не тебе. Это Иришке. Купишь, что надо. Я думаю, тебе лучше знать. Да если и так потратишь, я не обижусь. Ты не отчаивайся – это просто период такой. Он пройдёт. Не бывает неизлечимых болезней. Помнишь, я тебе говорила, что неизлечимая болезнь у нас только одна – это жизнь, но и она проходит. Так что держись там! Твоя Михайловна.

И да: прорвёмся!»

Марина прикладывает записку к сердцу, смотрит в окно, где вовсю тает снег и в окнах поблескивают лучи солнца.

Марина

Прорвёмся, Михална… Прорвёмся… По-другому никак!

НАТ. ПАРК С ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКОЙ. ВЕСНА. ДЕНЬ.

Титр

ПРОШЕЛ МЕСЯЦ

На площадке бегают ребятишки. Марина идёт с Иришкой подруку рядом с площадкой. Дочь крепко держится за мать и смотрит по сторонам. Мальчишки кружатся на карусели, девчонки лет 10 качаются на качелях. Марина заводит дочурку на площадку и первое, что им попадается это фигура животного. Ириша садится рядом с ней и начинает обнимать её и целовать.

Пробегающий мимо мальчишка лет 8 кричит.

Мальчишка

Эй, дурочка что ли? Ты чего камень-то целуешь?! Совсем с головой не дружишь?!

Марина устремляется к Ирише и хочется забрать её с собой, но две девчонки, качающиеся на качелях, спрыгивают в это время с качелей и бегут к Ирише.

Одна из них выходит вперед.

Одна девчонка

Сам ты с головой не дружишь!

Вторая девчонка

Иди, пока голову не открутили! Она каждый день с нами играет, а ты тут первый раз показался – уже выпендривашься! Дураки такие рисунки не рисуют!

Мальчишка корчит рожицу и убегает.

Марина смотрит на это и её глаза наполняются слезами. Она подходит к девочкам.

Марина

Спасибо, девчата…

Девчонки

Да не за что!

Марина

А о каких рисунках шла речь?

Одна девчонка

Об Иришиных… О каких ещё?

Вторая

А Вы что? Разве не знаете?

Марина отрицательно мотает головой. Она не в курсе.

Вторая

Я даже каждый раз сюда альбом приношу с собой. Как-то раз после школы мы пошли сюда прямо с рюкзаками. Сидели и рисовали. Иришка качалась на качелях, и мы дали листок с карандашами и ей.

Марина

И что?

Девчонка

 А вот – смотрите.

Она достаёт альбом и подаёт Марине. Марина садится на скамейку, раскрывает альбом и видит на листах отличные рисунки, иллюстрирующие сказки А.С. Пушкина. На первой странице рыбак держит в руках золотую рыбку, на второй – дуб с котом, на третьей – белка грызёт орешки».

Иришка обвивает мамину шею своими ручками, и, улыбаясь, смотрит на мамины блестящие глаза.

Марина

Иринушка, ты? Сама?

Та кивает головой и рукой трет по листу альбома. Она выгибает руки в разные стороны и стоит, переминаясь с ноги на ногу.

Марина

 Ай да, молодец! Ай, да, молодец!

Марина обнимает её сильно-сильно. Иришка целует маму в лоб. Обе плачут.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Ириша лежит на диване и слышит голос мамы за дверью.

Голос Марины

До свидания, Светочка. Завтра повтори 21-ый параграф, и мы обсудим всё, что не поймёшь.

Ириша слышит звук захлопывающихся дверей. Марина входит к Ирише. Садится рядом с ней.

Марина

Ну давай, дружок, свои ручки – будем разминать.

Она делает ей массаж, а Ириша смотрит на книжку и кивком головы просит почитать.

Марина начинает цитировать сказку наизусть.

Марина

(разминая пальцы на руках дочери)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Слышится звук открывающейся двери, а за ним и голос Михайловны.

Голос Михайловны

Маринушка, звала?

Та подаёт книжку Иришке, которая тут же начинает рассматривать картинки.

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШИ. КУХНЯ. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

За столом сидит Михайловна. Марина подходит к ней сзади и кладет перед ней альбом.

Михайловна оборачивается назад и не понимает, что происходит.

Михайловна

Что это?

Марина

А ты глянь!

Михайловна открывает альбом и листает его.

Михайловна

Ну - рисунки Пушкинские! И чего тут необычного?

Марина смотрит на неё, улыбается и молчит.

Михайловна

Что? Ну что? Только не говори, что это ты нарисовала – не поверю!

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШИ. КОМНАТА. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Ириша слышит разговор мамы. Откладывает книгу в сторону и забирается под кровать. Оттуда вылетает тапок, за ним ещё один, потом карандаши, фломастеры, резинка…

ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ И ИРИШИ. КУХНЯ. ВЕСНА. ВЕЧЕР.

Марина

Нет. Не я… Ириша!

Михайловна

(удивленно)

Ириша? Сама???

На кухню вбегает в трусах и майке Ириша. В руках она держит рисунок с маминым портретом, где Марина изображена точь-в-точь!

Михайловна встречается взглядом с Иришей и та не отводит от неё глаз. Несколько секунд они смотрят друг на друга. Марина находится от этого в шоке и наблюдает за такой картиной, приподняв брови. Медленно взгляд Михайловны спускается на портрет Марины.

Михайловна

(в шоке)

Марина… Это что – правда Ириша так рисует?..

Ириша поворачивается к маме, протягивает рисунок Марине и четко, быстро и громко, как пуля, произносит.

Ириша

Мама! Это тебе!

Михайловна охает и закрывает от неожиданности двумя руками рот. Марина смотрит на Иришу сверху вниз и, пригибая голову к ребенку, спрашивает, не веря.

Марина

Что?

Ириша

Это тебе, говорю!

Марина на радостях поднимает дочурку вверх и крепко-крепко обнимает и зацеловывает её.

ИНТ. МУЗЕЙ. ВЕСНА. ДЕНЬ.

ТИТР

ПРОШЛО 9 ЛЕТ

Надпись «Выставка картин Ирины Шалгиной «Пушкинские мотивы». На стенах висят самые разные картины. У каждой стоит по несколько человек. Один посетитель выставки оборачивается к другому и говорит.

Посетитель

А я, пожалуй, куплю вот эту… с белочкой… Знаете ли, люблю Пушкинские мотивы…

Конец.

25 января 2015 года.


Опубликован:26 Января 2015 14:54
Просмотры:1460 статистика
Комментарии:11
Популярность:56
Автор:

Комментарии
Комментарии
Ксения Дальберг
Очень реалистично...Очень хотелось-бы увидеть это на экране... Сборник киноновелл...
Мария Хаустова
Ксения, спасибо)))
Мария Хаустова
спасибо, девочки))) Однако, надо бы придумать что-нибудь поинтересней - мне кажется, слишком ожидаемо все...
Ксения Дальберг
Ожидаемо?.. Жизненно!!!
Мария Хаустова
я читаю и улыбаюсь))))спасибо)) (ещё один бонус для моей самооценки)а по сути - страшно и не дай Бог оказаться в такой ситуации
Светлана
Мария, прекрасно, что вы пишите, сама пишу.
Для меня критерий, это когда я плачу или смеюсь над тем, что я написала.А, те, кто читают, должны бурно реагировать, вплоть до ненависти. Значит их это тронуло.)
Писатель не может быть "Теплым" . ОН или холодён или горяч.)
Мария Хаустова
Светлана, спасибо, что поддерживаете - это заставляет двигаться дальше))) причем не меньше, чем злоба, если что-то не получается))) А насчёт эмоций - я за! Мне кажется, именно их должно вызывать произведение - и не важно: просмотренное или прочитанное:)
Светлана
О, да вы сама всё понимаете.)
Александра Кугач
Однако неплохо, очень даже неплохо))
Ольга Бабицкая
Интересно читается.
Мария Хаустова
Ольга Федоровна,спасибо!)))
. RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

Наши страницы в соц. сетях

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.