Герои безгеройного времени. Записки о 33 ММКФ( Мои)))

Герои безгнройного времени

Заметки о 33 ММКФ . Москва. Июль 2011.

33-й Московский международный кинофестиваль 23.06-2.07.2011 заканчивался. Уже бурно, с фуршетом для журналистов, отгремела трансляция официального закрытия фестиваля по многочисленным мониторам киноцентра «Октябрь». В иные моменты "звезды" предпочитают светить прессе на расстоянии и в особо лучезарных ракурсах телевизионщиков. Но, наверно, оно и к лучшему, т.к. сама съемка церемонии – это отдельный производственный процесс, требующий постановки специальной аппаратуры, раскаленных осветительных приборов, микрофонов, охраны… Фильм Сергея Лобана и Марины Потаповой «Шапито-шоу» шел последним, на третьем этаже, в зале на 500 мест, но зрителей было раза в два больше: категория «В» и гости, категория «А», за счастье почитали местечко на ступеньках и сидели на них 3 часа с антрактом! В антракте я мучительно вспоминала, что про этот фильм говорили накануне на круглом столе «Будущее кинематографа и кинематограф будущего» в Доме кино 30.06.2011 известные советские кинокритики…

Елена Гращенко : «От «Шапито-шоу» я не в восторге. Для чего эти шуточки?!»

Андрей Плахов: «Мы сегодня существуем в пограничной ситуации: в России нет войны, но ситуация пограничная, и это состояние сохраняется уже 20 лет. И я ищу в фильмах социальный анализ этого явления. В «Изображая жертву», «Возвращение Елены», «Груз-200», «Кукушка», «Коктебель», «Кочегар», ну, в порядке исключения в «Острове» - вопреки или при поддержке государства – он есть…»

Наталья Нусинова: «Юрий Коротков на сценарном мастер-классе на «Кинотавре»(Российский открытый кинофестиваль в г.Сочи) сказал: «Начинайте писать сценарий не с поиска сюжета, а с поиска героя». Я думаю, "наш герой" – это герой безгеройного времени: у нашего общества нет даже общей системы ассоциаций. Мир ублюдков – он узнаваем: мы с этим миром как-то все сталкиваемся; мир олигархов – ой, мы легче изобразим жизнь какого-нибудь зеленого шимпанзе… Кто есть герой нашего времени? И я все жду от режиссеров и сценаристов «новой волны», которая сейчас вот пришла в кино: что же они откроют в нашем дне, нашей действительности?! Потому что Я ЕЕ НЕ ПОНИМАЮ!!!»

Виктор Матизен (председатель гильдии киноведов СК России): «Научная интеллигенция потеряла свое кино. В ближайшее время кинематограф будет отдан зрительскому «молодняку» 13-30 лет, который уже подсел на попкорн и примитивное… Спасение? Может быть, в развитии киноклубов. Но ничего более гнусного, чем фильм «Жить» - в моральном смысле – я не видел.»

Елена Гращенко: «А молодежь в кинотеатре смотрит его, затаив дыхание...»

Да, кстати, лучшие фильмы нынешнего «Кинотавра» в дни фестиваля показывали в рамках «Русской программы» в Доме кино в те же дни. Там был такой милый, очень позитивный фильм, композитор которого получил спецприз жюри фестиваля за музыку (композиторов, пишущих оригинальную музыку, сейчас мало, тем более ценится героический шаг в сторону финансирования этого позитивного явления продюсерской кино-компанией «Новые люди») – «Мой папа Барышников» режиссеров Дмитрия Поволоцкого и Марка Другого. К барышам название отношения не имеет, как раз наоборот: мальчик из неблагополучной семьи учится в московском балетном училище, чтобы одеться и поесть в трудные 80-е годы (хотя, что-то я не помню, чтобы в эти годы мы занимались фарцой в Москве, чтобы поесть или купить штаны, – но может, авторы их перепутали с 60-ми?) и вдруг он видит на видеокассете репетицию великого (но эмигрировавшего) Барышникова, и, обнаружив, что он сам тоже Барышников, но без папы (о, как это актуально для России!), то есть, возможно, незаконнорожденный сын векликого танцора, однако же со всеми генетическими талантами, этот неунывающий мальчишка начинает делать сумасшедшие успехи в области балета и входит в состояние веселого полета души над реальностью. А сложная экономическая ситуация в стране и семье все время пытается сдернуть его с небес на землю. Мир «балетных мальчиков» представлен отнюдь не в голубо-розовых тонах! Одна поддержка партнерши на плече – и ты - либо инвалид, либо мужчина! Директриса может вызвать «на ковер» и скомандовать «раздевайся!» – и это воспринимается как должное, если у тебя на сформированном на средства государства балетном теле тайно нафарцованые джинсы. Есть много загадочных вещей в процессе воспитания гармоничной личности Будущего. И в школе, и в армии, и в искусстве. Сохранить полетность души над серой реальностью, прощать и любить людей - это огромная роскошь и очень дорогой опыт. Не-детский. Мне понравился этот фильм: честное, позитивное кино о встрече человека с самим собой. И он для подростков, для мальчиков и их растерянных родителей, – для этой категории зрителей мало позитивного делается в нашем кино, к сожалению. А театр они и вовсе не любят. (За слишком явную условность, наверно).

В тот же день в «Доме кино» шел фильм «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Забавное: некому сексуальному парнише дают камеру и полную свободу в выборе места, точки съемки, времени съемки своей самой интимной жизни. А монтируют материал и вводят в формат кинопроизведения профессиональные режиссеры. Час дня, рабочий день, зал на 500 мест полон!!! Первые ряды киснут от смеха не разгибаясь: на экране трахаются супер-крупным планом, втроем с камерой, молодые пацаны ведут мужские аналитические беседы о женщинах на кафельной кухне за банками с пивом на причудливом языке нового поколения (того, которое, по всей видимости, населяет теперь кинозалы) – смеси мата, сленга, деловой и научной лексики! Это все очень страшно неприлично, но ужасно смешно!!! Зритель идет на компромисс ради того, чтобы возвыситься в собственных глазах, наверно, но из зала никто уходить не хочет, так и стоят до конца титров, пока «герой нашего времени» матерится с девушкой по телефону…

В рамках основной программы фестиваля удалось посмотреть еще один наш фильм «Мне без тебя не жить» грузинского режиссера Левана Тутберидзе. В советское время Грузия славилась своей киношколой, поэтическим языком, почти космическими обобщениями, ностальгией и честностью по отношению к истории, болью за гибель родной оригинальной культуры в условиях ненавязчивой советизации. Одна только фраза из фильма Тынгиза Абуладзе «Покаяние»: «Зачем нужна улица, если она не ведет к храму?» - в 70-е , "застойные" – чего стоила! Но, нет, фильм "Мне без тебя...", снятый на вполне современной технике, с наворотами суперкрупных планов небритых подбородков современного преступного мира Грузии, слегка снизу, приниженно. - печему-то неприятен. Созерцать тупое почесывание голого пуза 50-летним мафиози при виде пачек денег на широком экране – это банально: вот если бы он в 70-е годы так его крупно почесал! Следить за развитием сюжета о встрече положительного и отрацательного героя только в самом конце фильма(!) – мне показалось принудительным издевательством над зрителем как вымирающим биологическим видом. Я выскочила из кинозала на середине фильма: если режиссер считает антигероем такого заведомого гнусного негодяя, как в этом фильме, то и герой, «звучащий» с ним в каком-то моральном интервале, как звук и другой звук в музыке, мне думается, не может и не сможет быть позитивным. А позитива так хотелось!...

Я нашла его на фильме Николая Хомерики «Сердца бумеранг» (Россия), где главному герою всего 23 года, а он работает не в криминале и не и.п., а помощником машиниста в метро. И на такой работе узнает, что в любую минуту может умереть: больное сердце досталось от родителей. И он с этой тайной живет дальше. Только критичнее смотрит на жизнь и свое место в ней…

… Антракт «Шапито-шоу» давно кончился! Вот Владимир Меньшов на место проследовал с бритой по последней моде головой. Кто-то задумчиво смотрел мне в лицо с последнего приставного стула наверху, то ли Алексей Федорченко, то ли Александр Велединский, но свет исчез на минуту… (Как в пещере Шовэ (Франция), где 15 лет назад обнаружены наскальные рисунки человека 30-тысячелетней давности, – фильм о ней («Пещера забытых снов») в формате 3D сделал и представил на фестивале легендарный немецкий кинорежиссер Вернер Херцог… Остовы животных, которые давно вымерли на Земле, их изображения объемные, в пластичных красивых линиях, но в какой-то момент вспоминаешь, что при солнечном свете никогда и никому их уже не суждено увидеть, ибо они могут просто погибнуть безвозвратно, и эту пещеру правительство Франции закрыло для посещения для иностранных граждан навеки, но хитрый немец устроился в французскую культурную организацию на работу за 1 евро в месяц, чтобы получить съемочной группе официальный доступ в Шове на несколько часов со съемочной аппаратурой! Когда осознаешь весь социальный процесс создания фильма – любого – невольно проникаешься уважением к людям, которые создают кино, не имея на это практически никакой финансовой поддержки, на свои средства, и затем делающие этот свой фильм, свое детище, достоянием государства, его учреждений культуры, образования, компьютерных пиратов и прочих нищих духом...- Это не цитата, это я сама сказала...Надо же!

И вот же он, герой нового времени! – признанный почти всеми кинокритиками – этот толстенький флегматичный, меланхоличный, как меланхоличный ослик Иа в мультике про «Вини-пуха», - очкарик-Киберстранник. А может быть, и не он, - как бы говорит сценарист Марина Потапова, задавая еще серию типичных героев современности: «эрзац-звезды, Виктора Цоя» (парня двойника, почти клона, но без креативного начала «оригинала»); бурного в мужских порывах «Пионера», в красном галстуке, сланцах, с горном; далее – откровенно-пафосного «голубого» Леши, который нам даже симпатичен, потому что обаятелен в своем целомудрии и дальше поцелуев на экране не залетает; далее утонченного в интеллектуальных пиар-играх, но очень юного «продюсера», в вылых штанах, белой шляпе и белом же пиджаке, – такая материализованная мечта Остапа Бендера. Следом за ними – узнавемые кинорежиссеры, известные телеведущие. Все это – на фоне Черного моря, на краю которого, конечно же, у «лукоморья», чем-то напоминающего кусок оторвавшейся от реальности райской земли в финале фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд», стоит «культовое место» – цирк-ШАПИТО. В нем происходят все ожидаемые героями чудеса, которые при естественном свете - невозможны, тут оглашаются их внутренние монологи, признания, их характерные комплексы - через пение, танец, блестки. – Ну, шоу же! Правда, в одном из сюжетов появляется, как всегда у Сергея Лобана и Марины Потаповой (начиная с их первого фильма «Пыль»), характерный профиль и облик представителя иной жизненной позиции, шестидесятника, ...Мамонова, который, то в мимолетном образе царя Ивана Грозного на экране кинотеатра, то в образе папы-туриста, издевается над философией вечного отдыха, стёба и придуряния, свойственного массовому сознанию и подрастково-молодежной попкультуре. Взгляд поколения 60-х на наше «безгеройное» время. Кто из них герой, кто анти-герой, когда все герои совершают равно симпатично и очумительно глупые поступки, а хотят все одного – любви и понимания?

Но зритель об этом не задумывается. Во всяком случае, не в эти последние часы всеобщего единения, в последние мгновения фестиваля, когда все танцуют под идущие титры прямо на ступенях, когда метро уже да-авно закрыто, и теплая ночь, и предстоит поход пешком от Арбата до ВДНХ навстречу рассвету…

Постскриптум. Всего на фестивале было показано 400 фильмов. «Шапито-шоу» получил спецприз жюри Московского кинофестиваля. Главные призы получили «Волны» Альберто Мораиса, который мы, к своему стыду, не посмотрели. А «Меланхолию» Ларса фон Триера мы же все равно скоро увидим - в Интернете.

Марина Копылова, 5 июля 2011. Москва - Йошкар-Ола

Опубликован:21 Июля 2012 14:03
Просмотры:1679 статистика
Комментарии:0
Популярность:1
Автор:

Комментарии
Комментарии
RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

Наши страницы в соц. сетях

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.