Николай Досталь будет снимать новый фильм в Кириллове?
В конференц-зале Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника в майские праздники прошли киновечера с Народным артистом России, кинорежиссёром Николаем Николаевичем Досталем. Вниманию зрителей были представлены две картины: «Облако-рай» (1991) и «Коля-перекати поле»(2005), о создании которых он подробно рассказал в интервью «Новой жизни», а также ответил на другие вопросы, интересующие почитателей его творчества.
- Николай Николаевич, нашему вниманию была представлена картина «Облако-рай». Честно сказать, к своему стыду, я видела её впервые, несмотря на то, что показы шли уже с 1991-го…
- Почему? Это не к стыду. Это вполне объяснимо. Он вышел в 90-х годах. А Вы помните, что тогда творилось в стране? Вы не помните! Вы ещё молодая… А там такое творилось… В СССР не до проката, не до кино было! Потому картина и была не очень заметна советскому народу, который в то время, можно сказать, разваливался.
- Но, тем не менее, сколько она получила наград! Её отметили и на «Кинотавре» и на кинофестивале в Локарно (Швейцария)! И произошло всё это в год выхода картины!
- Так получилось, что у неё в основном зарубежные награды... Ведь с ней я объездил полмира. Для меня странно, что российская картина была более востребована у зарубежного зрителя. Что их привлекло? Наверно, они увидели там какие-то общечеловеческие проблемы… Я не знаю.
- Их там поднято немало. Есть моменты, где хочется смеяться, а есть, где невозможно смотреть, потому, как ком подкатывает к горлу. Как говорится, до слёз! Я всё ждала развязки, а закончилось всё… открытым финалом! Скажите, Вы уже тогда знали, что позже снимете вторую серию «Коля - перекати поле»?
- Не-ет! Ничего подобного! У нас тогда и в мыслях этого не было! И вообще – для меня самый редкий жанр и самый трудный – это трагикомедия, что мы тут, собственно, и наблюдаем. Задумок снимать вторую серию не было. И только, вроде бы, в 2005-м как-то мы встретились с Андреем Жигаловым (актёром, сыгравшим главного героя в фильмах «Облако-рай» и «Коля-перекати поле»), который в данное время живёт и работает в Германии. Он был в Москве проездом. И вдруг он мне говорит: «Николай Николаевич, а что с Колей-то стало?» Я говорю: «А чёрт его знает! Не знаю! Может, наш сценарист знает?» Тогда-то Андрей и предложил мне сделать продолжение этой истории. Данную идею я озвучил нашему сценаристу Георгию Николаеву, который охотно взялся за работу и написал новый сценарий, который из-под его лёгкой руки, как обычно получил длинное название: «Привидение средних широт». Кстати сказать, первую картину он тоже назвал совсем не коротко: «Звёздный час по местному времени».
- А фильм-то всё-таки по-другому назвали…
- Во-от! А вот опять! Название фильма, как и к первой картине, так и к этой придумал Андрей Жигалов, который снова написал песню, название которой и легло в заглавие. «Коля-перекати поле» - эта композиция звучит в самом начале фильма. Так родился второй фильм. Все артисты были безумно рады встретиться через столько лет: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Владимир Толоконников…
- Все те же артисты?
- Да. Все те же. Один новый. Володя Капустин. Кого играет, говорить не буду, сами посмотрите лучше. Кстати, в моём большом многосерийном фильме «Завещание Ленина», посвящённом великому писателю из Вологды В. Т. Шаламову, он играл самого Варлама. Быть может, так Вы его вспомните… Здесь он играет не главную, но тоже большую роль.
- Я читала, что Вы любите новые лица… Незамыленные. Это так?
- Да. Это правда. Особенно, когда это касается исторических персонажей. Например, царь Алексей Михайлович, Аввакум, Никон в «Расколе». Кстати, этот фильм я снимал в Кириллове.
- А до этого времени Вы были знакомы с нашим небольшим городком?
- В 1994-м году в Вологде я снимал фильм «Мелкий бес» по Фёдору Сологубу. Это обычный фильм. Не телевизионный. Ещё в то время я ездил с экскурсией в Ферапонтов монастырь. Потом оказалось, что в том селе мои друзья, художники купили домик, и я приезжал к ним в гости, а там уж было и до Кириллова недалеко. Позднее я снимал в Вологде несколько сцен для «Завещание Ленина»… А уж когда я «Раскол» снимал в 2010-м здесь… Это и говорить нечего! Можно сказать, что с Кирилловом и Вологодчиной меня свело кино.
- Давайте вернёмся к фильму «Облако-рай»… В титрах написано, что Вы режиссёр-постановщик, а в интернете попадаются сведения, что Вы и сценарист этого фильма. Это так?
- Про меня в интернете даже так пишут: режиссёр, сценарист, актёр. Актёр – это было в детстве, юности. Я снялся в двух-трёх картинах, но никогда не собирался быть артистом. Это было просто так. Сценаристом я назвать себя тоже не могу, так как я всегда был в соавторстве. У меня нет ни одного фильма, в котором я был бы единственным сценаристом. Бывает так, что сценаристы, например, Бородянский и Досталь, Кураев и Досталь. Поэтому я и сценаристом себя не называю. Просто – режиссёр. Я согласен, когда меня называют просто: кинорежиссёр Николай Досталь, без всяческих дополнений, типа актёра и сценариста.
- Вы снимаете и сериалы и фильмы?
- Да. Они для меня мало чем отличаются. Разве что сроками и размером бюджета.
- В одном из интервью Вы сказали, что закончили факультет журналистики, но по специальности не работали. Почему?
- Практически нет. Я закончил факультет журналистики отделения телевидения МГУ, но почти не работал. Я сразу пошел в кино, так как отец у меня был в кино, брат у меня был в кино… Наверно, это просто стечение обстоятельств. Думаю, если бы отец не погиб во время съёмок в 59-м году (трагедия произошла в городе Кременчуг, это была автомобильная катастрофа) может, мы и не пошли бы в кино… Потому как отец наоборот хотел, чтобы мы не занимались этим делом. Он хотел, чтобы у нас была профессия более прикладная и стабильная.
- А эту профессию Вы не можете назвать стабильной?
- Конечно! Я, к примеру, в 2011-м закончил снимать «Раскол» и вот сейчас ничего не снимаю. Потому что у меня есть сценарий, но не могу найти деньги для съёмок…
- У Вас же брат продюсер!..
- Ну и что? Продюсер – брат… Да. Но это значит, что он должен искать деньги… Деньги государство даёт только частично, остальное ищут продюсеры. Брат продюсирует только телевизионные фильмы («Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол»). Потому что они быстро окупаются за счет рекламы и премьерного показа. А на кино найти деньги намного сложнее. Они трудно окупаемые. Поэтому и фильмы в наших кинотеатрах идут отнюдь не российские…
- Николай Николаевич, а сценарий, который у Вас на руках… Он на какую тему?
- Я Вам не буду рассказывать всё. Скажу, что это 19 век. Рабочее название «Монах и бес». Такая трагикомическая история в духе Гоголя. Там и фэнтези есть. Это нормальное двухчасовое кино по сценарию Юрия Арабова. Сейчас на него ищу деньги. И если найду, то буду снимать здесь, в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря и Ферапонтовского. Картина серьёзная. На православную тему. Всё действие происходит в монастыре.
- То есть можно надеяться, что в скором времени Вы приедете к нам с очередными съёмками?
- По крайней мере, я отказываюсь от всех других проектов ради этого.
- Хочется, чтобы это произошло как можно скорее. Николай Николаевич, я журналист. Человек, который всё время чему-то удивляется, что-то выискивает, показывает ситуацию с разных сторон… А кто такой режиссёр?
- Эта профессия начинается с отбора: выбор сценария, артистов, съёмочной группы, мест съёмок, композитора, который напишет музыку для фильма… Театральный режиссёр ставит спектакль на сцене, а я ставлю отдельные куски фильма на съёмочной площадке, потом они соединяются в монтаже и выстраивается уже картина. А ещё лучше о моей профессии сказал мой сын, когда ходил в детский сад. Ему тогда лет пять было. Воспитательница спросила у него, кем работает твой отец. На что Саша сказал: «Папа никем не работает, он кино снимает». Как говорится, устами младенца…
- Глаголет истина. Дети – это хорошо. А сколько их у Вас?
- Двое: младший - Александр (30 лет), старший – Евгений (31 год). Они также пошли по моим стопам: Евгений – в режиссуру, а Александр – в продюсирование. Жена моя Женя - художник по костюмам. Она работала со мной на «Расколе» и на «Завещание Ленина», а также на «Мелком бесе». С Женей я познакомился у памятника Пушкина лет 35 назад и больше не расставался. Это был август. И, несмотря на то, что свадьба была в ноябре, годовщину отмечаем в день нашей встречи, 10 августа. У нас, кстати сказать, есть ещё и замечательные внуки: Коля и Лера, которых мы очень любим. У меня семья творческая. Но, могу сказать, что это и хорошо, и плохо: опять же нет стабильности в материальном плане.
- Зато в вашей семье царит взаимопонимание… Николай Николаевич, говорят, что, чтобы показать что-то другим, нужно это что-то испытать на себе… Вы согласны с этим утверждением?
- Нет. Вы знаете, нет. Всё-таки режиссёр чувствует всё здесь (он показал на голову и сердце). Не знаю, может быть, другие режиссёры этим и пользуются… Хотя скорее этим занимаются сценаристы и писатели. Готовясь к съёмкам, я вспоминаю другие истории, фильмы, ищу похожие вещи в литературе. Конечно, изучаешь иконографический материал, но это другое… Вживаешься в ту эпоху… Например, когда я снимал о Шаламове, я перечитывал его прозу и стихи, мы летали в Магадан, на Колыму, где он отсидел более десяти лет, мы посмотрели в Вологде его дом-музей, в котором он родился, съездили в Великий Устюг, где жили его предки.
- Но это тоже кропотливая работа, требующая много сил. Николай Николаевич, а какой Ваш фильм Вам дорог больше всего?
- Все дороги, но особенно - «Шура и Просвирняк». Был такой замечательный писатель-драматург М.М. Рощин. По его повести в 1987 году я снял эту картину. Это была Горбачёвская эпоха. Трудные времена.
- А «Маленький гигант большого секса»? Как Вы отважились в то время выпустить фильм с таким названием?
- 1991-ый год. Почему я за это взялся? Это мой любимый Фазиль Искандер! Наш великий писатель! Абхазец! У него была такая повесть «О, Марат». Другое её название – «Маленький гигант большого секса». Это такая комедия. В ней столько юмора! Там Геннадий Хазанов, можно сказать, дебютировал в большом кино. Это была его первая большая роль.
- Считалась, что секса в союзе не было, а тут такое кричащее название. Не препятствовали?
- Там же эротика комедийная! О голом сексе нет ни речи, ни намёка. Тем более, что название это по Искандеру. Хотя его вещь в 80-х не печатали, только в 90-х… История героя-любовника. Такого Казановы…
- Николай Николаевич, смотря Ваши фильмы, можно понять, что Вы человек с чувством юмора, человек, который ценит жизнь и ловит людские эмоции. Вот интересно, какие качества Вы цените в людях?
- Наверно, какие и все… Порядочность, честность, благородство. Это почти по Евангелию… Меня очень отталкивает, если человек лжёт или не искренен, а также не благородно поступает по отношению к своим близким, особенно, если это касается женщин...
- Мне кажется, это так по-мужски – заступаться за женщин. Николай Николаевич, спасибо за интервью. Будем надеяться, что в скором времени Вы порадуете нас не только новым киновечером, но и новым фильмом…
Мария Хаустова.
на киновечере с Народным артистом России, кинорежиссёром Николаем Досталем в конференц-зале Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Опубликован: | 10 Мая 2014 09:58 |
Просмотры: | 2543 статистика |
Комментарии: | 4 |
Популярность: | 21 |
Автор: | |
Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?
© ACMODASI, 2010- 2024
Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.