http://vk.com/video11615669_165699199
"Сами себя они называют «труппа «РУПОР», возможно, из-за раскатистого и музыкального сочетания этих двух слов. Как показал спектакль, страсть к подобным ярким сочетаниям и к музыке звучащего слова вообще - одна из отличительных черт этого коллектива. Но обо всем по порядку.
В основу спектакля «Простое, как мычание» легло большое количество произведений. В нем звучат стихи и отрывки из воспоминаний, прозы и переписки многих замечательных поэтов Серебряного века. Среди прочих это А.Блок,С.Есенин,А.Мариенгоф,В.Маяковский,В.Хлебников,Д.Бурлюк,М.Цветаева,А.Крученых,В.Шершеневич,И.Сельвинский,Б.Агапов,Г.Иванов,Н.Гумилев и другие. Подобный список может вызвать если не недоверие, то хотя бы недоумение: как можно в одном небольшом спектакле соединить таких разных поэтов, каждый из которых требует отдельного, безусловно, бесконечного разговора? Тем не менее, ни в игре актеров, ни в смелых режиссерских находках Семена Филиппова не чувствовалось никакого страха или чрезмерного пиетета к гениям прошлого. В свое время некоторые из этих самых гениев значительно более сурово обходились с поэтами прошлого, не только споря с ними, но, как известно, просто сбрасывая их с «парохода современности». Жизнь, кипевшая в поэтической России в 20-е годы XX века, - это нескончаемый поток энергии, резких манифестов, опровержений, диспутов и проч. Эта музыка, дошедшая до нас в стихах и воспоминаниях, должно быть, и заразила режиссера и всю труппу, дала повод для столь смелого спектакля.
Но в чем же смелость? Прологом к спектаклю стали задорные куплеты на мотив «Яблочка», лихо расставляющие по местам все многочисленные «измы» первой трети XX века, начиная от символизма и далее через акмеизм, футуризм, имажинизм и т.д. к главному - коммунизму. Но до того, как на сцене зазвучали яркие слова нового послереволюционного времени, актеры создали фундамент из странно переплетенных между собой стихотворений и отрывков из И.Северянина («Шампанский полонез»), А.Блока («Осенний вечер был. Под звук дождя...»), Н.Гумилева («Озеро Чад») и даже из монолога Сонечки из «Повести о Сонечке» М.Цветаевой. Лишь после этого зазвучал манифест футуристов, прогремела музыка революции, и актеры последовательно спели «Белаяармия,черныйбарон» и «Боже,Царяхрани!». И это было только начало. Стоит отметить, что проследить какую-нибудь ясную линию развития персонажей или же просто сюжет удавалось далеко не всегда. Во-первых, все восемь актеров (АлександрХитев,ЛеонидВолков,НатальяЗайцева,НадеждаЕршова,ИринаКостенко,АнастасияМоргун,ЕленаДмитриеваиМарияГребенюк) совершенно свободно перевоплощались, становясь кем-либо из поэтов или героев их произведений. Часто получалось так, что мужские роли (например, Хлебникова, Есинина или Маяковского) исполняли женщины, что порой вызывало большое количество вопросов. Во-вторых, сама подборка стихотворений и отрывков из воспоминаний, а также их очередность несли на первый взгляд случайный характер. Режиссеру, как это ни странно, оказалось не так важно, в каком году, а иногда и по какому поводу написано стихотворение. На первый план здесь выступили как раз настроение и звучание слов, отражающие ритмы тех времен. Именно ритм и оказался связующим звеном, тем стержнем, на который нанизывались отрывки из жизней гениальных поэтов. С этой точки зрения, молодым актерам, благодаря их темпераменту, безусловно, ближе оказались Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Мариенгоф и Крученых, чем Блок, Гумилев или иные произведения Цветаевой. Монолог «Сонечки», например, или продолжительная сцена в кабаке с пьяным Есениным, чуть было не разрушили ритмический узор спектакля. Но желание опрокинуть существующий мир, поэкспериментировать над словом, заставить его звучать по-новому - все это в той или иной степени оказалось близким для актеров и особенно для режиссера. Именно поэтому в ткань спектакля были органично вплетены как старые романсы, так и современная музыка (песня «Марина» из репертуара З.Ященко и группы «Белая гвардия»). Актеры использовали различные музыкальные инструменты, начиная от пианино со снятой крышкой и заканчивая барабаном или просто барабанными палочками (сразу вспоминается Маяковский:«Наулицутащитерояли,/барабанизокнабагром./Барабан,/рояльраскрояли,/ночтобгрохотбыл,/Чтобгром»). В этом непрерывном бурлении, в постоянно сменяющих друг друга сценах было уже не до смысла отдельно взятого стихотворения Есенина, Цветаевой или кого-то еще. Поэзия, ее глубина и мудрость, которые мы привыкли воспринимать со страниц книг, уходила на второй план, уступая дорогу бешеному ритму времени и тем людям, которые своими руками его создавали. И финал спектакля это подтвердил. Под стук колес зазвучали жесткие слова Георгия Иванова: «Хорошо,чтонетЦаря./Хорошо,чтонетРоссии...», и стало понятно, что одних этот поезд навсегда уносит из России, других, как Цветаеву, он везет в маленький городок Елабугу, а всех остальных - просто к 1941 году. Получилось, что весь спектакль был лишь обратным отсчетом, и все поэты, сыгранные актерами, торопились жить, торопились изменить мир каждый по-своему. В конце концов, название спектакля говорит само за себя, если вспомнить строки Маяковского: «...явамоткрою/словами/простыми,какмычание,/нашиновыедуши,/гудящие,/какфонарныедуги». Как же хочется, чтобы эти слова были сказаны про наш сегодняшний день.
Хованский Дмитрий
http://www.strast10.ru/node/2152
Опубликован: | 29 Июля 2013 09:35 |
Просмотры: | 2591 статистика |
Комментарии: | 0 |
Популярность: | 1 |
Автор: | |
Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?
© ACMODASI, 2010- 2024
Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.