"ВОЙЦЕК"

Учебный театр на Моховой.

Отзыв о спектакле.

Сначала хлеб, а нравственность потом.
В начале спектакля темно. На сцене - музыкальные инструменты и стулья для актёров. Все действующие лица присутствовали на сцене, но затемнялись, продолжали быть задействованы, играть свои роли, или издавали характерные звуки метели, воя, балаганов. Они вели себя сумасшедше.
Я не очень люблю, когда все присутствуют сразу, но это вкусовщина.
На сцену вышла какая-то бабка и парень в рванье, они были похожи на настоящих бомжей. Бабка сгорбилась, на ней был куцый тулуп и черные колготы, я такое видела у спившихся бомжей. Отличный грим и вхождение в образ! Она причитала, как полоумная бабка, обращалась к залу.
Захотелось уйти.
Я так и не поняла этих ролей. Этот полуголый парень показывал человечий цирк с этой бабкой (ну это считалось нормальным, в духе того времени, 30-е годы 19-века, Германия - отсталая страна на задворках Европы), издевался над ней.
То у неё просили мудрости, то она рассказывала сказку об одиноком человеке (как поняла, это Франц), то проклятиями сыпала, то бабка-то кошка какая-то - не понятно.
Но вообще, эти два человека заставили задуматься о смерти и жизни.
"Все в могилу мы сойдём."
Кстати, автор, Георг Бюхнер, умер всего в 23 года (!), а пьеса зрелая, талантливая. Думала, что много введено нового, но, прочитав, нашла мало изменений.
Но смотрится она современной, на "злобу дня", на сколько же сознательным должен быть автор! Читается легко. Даже почти не заметна неоконченность.
Сколько полезного он мог бы создать ещё, если пожил подольше.
Хорошо, что хоть это наследие дошло.
Кстати, пьеса написана с реального человека, после поразившего его случая. Это был солдат сорока лет, на нём действительно ставил опыты доктор, заставляя есть только горох, а все деньги Войцек отдавал гражданской жене. Доведённый до отчаяния, он зарезал свою сожительницу и его обезглавили.
Понравилось, как показана любовь Франца и Марии, как легко, изящно у неё на руках появился ребёнок. Правда, к концу спектакля, этот свёрточек немного поистрепался, хотелось, чтобы он был более оформленный, вообще интересно было бы, если в него пришить кукольное личико младенца с невинными голубыми глазами.
Понравилось, как легко Войцек с Марией падают на сцену и лежат в объятьях друг друга. Эта пара бедняков, которым даже продолжить род трудно (сюда же высокую детскую смертность в 19 веке. Доктор поблизости, который сдаёт людей на органы, что для 19 века, как раз, невозможно, но сатира классная), они не венчаны, по причине той же бедности и на Марию падает тень:
У красавицы девицы
Мужа нет, а сын родится.
Что тут делать, как тут быть?
Надо жить и не тужить.

Женщина любит малыша, поёт колыбельные среди гомона (актриса это хорошо показала)
Войцеку приходится терпеть наказание и попрёки ничего не делающего штабс-капитана, который со скуки, пока Франц уже задохся, сыплет прописными истинами с помпой, точно Америку открыл: мораль - это когда человек ведёт себя морально.
- Мы люди бедные, сами понимаете, господин капитан: деньги, кругом одни деньги! А у кого денег нет — попро буй-ка, произведи на свет себе подобных, да чтоб по всем правилам морали! А ведь и мы из плоти и крови сделаны. Похоже, не видать нашему брату счастья — ни на этом, ни на том свете. Я так располагаю, что и на небе нас поставят при громе подсоблять. - Франц действительно любил свою Марию и ребёнка (например, тамбурмажор просто бы его заделал и бросил её помирать с голоду) раз согласился есть один горох, чтобы отдавать деньги на содержание. Он старается что-нибудь подкопить, чтобы развлечь женщину, сводить в балаганы, кабак - единственное доступное развлечение.
Доктор-Зло (из "Остин Пауэрс"?) ампутировал мне ногу, когда у меня была мигрень на погоду.
Ещё живой! Но мы это скоро изменим - предадим тебя земле и в белое оденем.
На спектакле вспомнила историю, произошедшую на днях, одной женщины, которая в частной ветеринарной клинике залечила кота до смерти, приплачивая за это.
Если серьезно, последние годы новая чума - рак. Не знаю, из чего состоит дешёвая "химия",но только дольше двух лет современные онко-больные не живут, но до этого они это прибыльный бизнес, врачи с ними даже не церемонятся. А после - прибыль для похоронной компании. Зачем далеко ходить - около дома в гос. поликлинике врачи сидят на процентах, лекарства от гриппа выписывают на 2 тысячи рублей, а активированный уголь в ближайшей аптеке ок. 60 рублей (пластинка стоила, блин, 1 рубль 50 копеек!)
На врача смотришь с уважением, он давал же клятву Гиппократа, но Войцек для него лишь забавный зверек, путь к славе.
В конце Войцек говорит: Похож я на убийцу? Чего уставились? Посмотрите на себя лучше!
Доктора играл кудрявенький актер, тот же, что играл Фон Корнера, он славный. :)
Нищета развращает. В Марии разгорается противоречие: У нашей сестры только и есть добра, что крыша над головой да осколочек зеркала; а все же губы у меня алые — ничуть не хуже, чем у важных дам с ихними зеркалами от пола до потолка и благородными господами, что целуют им ручки. А что я? Нищая, да и только...(с)
С другой стороны - любовь.
Понравилось, как изящно тамбурмажор (похож на Лепса) надел на неё серьги на танцах, так же быстро, как у неё появился ребёнок. Удачно показано, как с момента принятия подарка, главная героиня тут же расценивается, как товар:
Войцек. У тебя между пальцами что-то блестит.
Мария. Сережка. Нашла.
Войцек. Сроду со мной такого не бывало: найти да еще две зараз!
Мария. Что ж я, продажная, что ли?

Дальше вопрос времени, действительно, Мария, чуть колеблясь, приходит к тамбурмажору, который тем временем спаивает бедняков в кабаке.
"Смачная бабенка!" - говорит он ей уже в лицо (как о куске годного мясца).
Потом Мария идёт по рукам: Ну, знаешь, день долог, а мир стар. Много людей мог ли стоять на том же месте — сперва один, потом другой.
Мало ли что увидишь, коли не слеп и солнышко светит.

Франц относился к ней совсем иначе. Но совсем сходит с ума с голодухи и этого удара. Попробовала бы Мария есть один горох, и у неё сил не осталось на тамбурмажора.
Если Мария ведёт борьбу за то, чтобы стать элитной проституткой, то другая девушка, как понимаю, проститутка, совсем другая. Сильная роль. Понравилась мне больше всего. По актрисе (как её зовут?) видно понимание, чувство пьесы. Она иногда обращала на себя внимание даже в тени своей игрой. Понравилась песня: "Когда я невинной девчонкой была, я была ею так же, как вы!" Она простая, поет о том, что когда "невинной девчонкой" была, то мечтала, что любому скажет "нет", но нужда заставила её вести вот такой образ жизни, который она ведёт.
Тем не менее, если она огрубела и теряет себя, то медленнее, чем Мария. Такая выбрала бы любовь, предоставив ей возможность.
Да и сейчас от неё сквозит ненавистью к роскоши:
«Не любо в швабской мне стороне,
И длинное платье совсем не по мне.
Ведь у простой девчонки
Короткие юбчонки
».
Парадокс этой героини в том, что её ночь покупают за талер и, в то же время, завлечь сережками, купить её, невозможно. В этом принципиальная разница с Марией, её способ решения конфликта.
"Сначала хлеб, а нравственность потом!" -
провозглашает проститутка в том смысле, что легко на сытый желудок, от безделья, читать нормы морали задохшемуся рабочему, а ты его сначала накорми, а потом уже что-то требуй. Иначе это балабольство.
Старуха причитает: Если человек создан из песка и грязи, туда же уйдёт, то зачем стремиться стать большим, чем песком и грязью.
Про то, что мы лишь безволосые обезъяны. Солдат-низшая форма человека.
Куда дошла цивилизация, если одна безволосая обезъяна эксплуатирует другую? Человек испражняется, ему необходимо удовлетворять потребность в пище, сексе, как животному, состоятельный доктор, штабс-капитан, попрекают в этом Войцека, в том, что он на нисшей ступени развития (вероятно, такое искажение восприятия из-за разных условий жизни, попросту их оскорбляет бедность Войцека), но его качественное отличие в том, что если накормить, создать ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ условия, то есть шанс, что вместо безумия и убийства, он создаст что-то новое, хорошее, полезное. Животное так не сможет в принципе. Кстати, доктор не способен, потому, что озабочен собственной прибылью, антигуманнен, старый маразматик штабс-капитан, сожительница, отказавшаяся от себя за серьги с бусами (нужны они ей в могиле сырой), добровольно от человеческого отрекшаяся, став товаром, растеряв себя в мужчинах, не способна (потому и кулаком в грудь бьёт себя, а там пустота).
Поэтому пьеса "Войцек" это ещё тема одиночества в толпе.
Спектакль о бедных и богатых.
Об отвращении богачей к беднякам, их нападении, ответной реакции бедных. Они никогда друг друга не поймут. Видно, что Георг Бюхнер революционер («Мир — хижинам, война — дворцам»). Спектакль чем-то напомнил Максима Горького (Алёшу Пешкова) "На дне", чьих пьес что-то уже вообще не видно в театре.
Понравилась сцена, где старуха была, может, уборщицей, которая ранним утром отдирает полы в кабаке после очередной попойки, и причитает: свиньи вонючие. Это было очень смешно!
Ну вот разменяла Мария любовь и себя всю на серьги, а теперь ей "по утренней росе уж не дрожать". Нужны ли ей теперь серьги?
Старуха ласково запела колыбельную Войцеку, как своему сыну, как ребёнку Мария пела, совсем другим голосом, и нежно унесла со сцены. Какая сильная!
Часть спектакля было страшно, будто меня в могилу приглашают.
На фоне причитаний бабки, завываний, улюлюканья, пурги, унижений человека, бреда, голой бедности, балаганов, пирушек, разврата тамбурмажора от излишка, привычки, что всех можно продать и купить, разврата нищей проститутки, доктора, заставляющего есть горох и пускающего на органы, глупости штабс-капитана - рождение новой жизни (ребёнка Франца и Марии) смотрится чем-то фантастичным, как им приходится отстаивать возможность на эту нищую, грешную жизнь, как они цепляются за неё, как любят и как легко её среди этого всего лишиться. Ни тамбурмажор, ни доктор, ни капитан, ни один иной богач этого не поймут, т.к это они - моральные трупы и убийцы одновременно. В отличии от Войцека с его горячей, страстной, обезумевшей любовью к шлюхе.
Как писали выше, это именно тот театр, ради которого всё.
Спасибо режиссеру!
Спасибо, ребятам!

Опубликован:29 Мая 2017 20:31
Просмотры:1523 статистика
Комментарии:0
Популярность:2
Автор:

Комментарии
Комментарии
RSS комментарии блога

Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?

Наши страницы в соц. сетях

© ACMODASI, 2010- 2024

Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.