Вход Господень в Иерусалим - это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии. Он является переходящим, отмечается в 6-е воскресенье Великого поста – за неделю до Пасхи. В 2013 году дата выпадает на 28 апреля.
Наименования праздника
В этот день Церковь вспоминает, как за 6 дней до ветхозаветной Пасхи иудеи торжественно приветствовали прибывшего в Иерусалим Христа, встречая его как мессию и чудотворца, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершенном накануне. Отсюда - название праздника «Вход Господень в Иерусалим».Также последнее воскресенье перед Пасхой называют «Неделей ваий» и «Вербным воскресеньем». Дело в том, что важное место в символике праздника занимают пальмовые ветви, «вайи» в переводе с греческого (подробнее о ветвях и их значении расскажем чуть ниже). Именно к этому слову и восходит название «Неделя ваий».Латинское название праздника - Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например, в английском – Palm Sunday.Так как на Руси пальмовые ветки традиционно заменяют ветвями вербы, в нашей стране праздник называют «Вербным воскресеньем».
Суть библейского события
О входе Христа в Иерусалим говорится во всех четырех Евангелиях (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).Трое из Евангелистов пишут, что Иисус, подойдя к городу, поручил двум ученикам привести молодого осла, на которого никто никогда не садился, еще в одном Евангелие (от Иоанна) просто упоминает о том, что Христос, найдя молодого осла, сел на него. Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим, а люди, которые уже знали о том, что накануне произошло чудо воскрешения праведного Лазаря, торжественно приветствовали Иисуса и постилали на Его пути свою собственную одежду и срезанные с деревьев пальмовые ветви.
Зачем перед Пасхой освящают веточки вербы?
На этот вопрос можно ответить очень просто. В центральной части России верба единственное общедоступное растение, ожившее после зимы и распустившее свои кисточки.Вербочками заменили отсутствующие в наших краях пальмовые ветви, которые являются обязательным атрибутом древнего православного праздника в честь входа Господня в Иерусалим. Этим событием — торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим — начинается крестное восхождение Христа к смерти и воскресению. Жители святого города встречали Христа как Мессию — с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника — «пальмовое воскресенье».Кроме того, они кричали Христу: «Осанна (то есть спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т.е. - достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!» Чем объясняются эта радость и эти слова? Прежде всего, как уже было сказано, ликованием от сотворенного Христом чуда воскрешения Лазаря. Важен тот факт, что с такой торжественностью в древние времена на Востоке встречали царей. Это иудейский обычай: правители, которые возвращались с торжеством после победы над врагами, въезжали в город на конях или ослах, а народ встречал их с пальмовыми ветвями и с цветами (отсюда еще одно название праздника – Цветоносная неделя).Таким образом, становится понятным смысл действий встречавших Иисуса людей: уверовав во Христа, народ готов был признать в Нем царя.При этом, несмотря на торжественность и свет праздника, в нем сосредоточена и другая сторона. Помимо того, что Вербное воскресенье как бы открывает Страстную седмицу и предваряет Крестную смерть Христа, которого распнут на пятый день после описываемых событий, Церковь горюет из-за того, что те же самые люди, которые искренне приветствовали Христа и кричали «Осанна!», совсем скоро будут кричать «Распни, распни Его!»
Традиции празднования
Подобно жителям Иерусалима, которые приветствовали Иисуса Христа ветвями пальмового дерева, в 6-е воскресенье Великого поста прихожане идут в храм с ветвями местных растений. В России традиционным растением праздника вместо «вайи» является верба.Почему? На самом деле это по большей части дань «северному» климату. В нашей стране верба – это одно из тех растений, которое раньше остальных распускается весной, дает почку, проявляя признаки пробуждающейся после зимы жизни.Верба освящается в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляются ветви. После этого они раздаются молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажженными свечами. Обычно окропление повторяется и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба.
Использованы материалы сайтов: Храма Христа Спасителя Ххс.ru, Patriarchia.ru, Pravmir.ru, а также «Православной энциклопедии»
http://mayerov.com/content/verbnoe-voskresene-vkhod-gospoden-v-ierusalim-traditsii-prazdnika
Опубликован: | 28 Апреля 2013 11:56 |
Просмотры: | 1416 статистика |
Комментарии: | 2 |
Популярность: | 11 |
Автор: | |
Изображение будет физически удалено с нашего сервера и его невозможно будет восстановить. Продолжить удаление?
© ACMODASI, 2010- 2024
Все права защищены.
Материалы (торговые марки, видео, изображения и тексты) находящиеся на этом сайте принадлежат их правообладателям. Запрещено использовать любые материалы с этого сайта без предварительной договорённости с их владельцем.
При копировании текстовых и графических материалов (видео, изображения, тексты, скриншоты страниц) с этого сайта активная ссылка на сайт www.acmodasi.pro обязательно должна сопровождать такой материал.
Администрация сайта не несёт ответственности за любую информацию размещённую на этом сайте третьими лицами.